Одним из способов привлечения инвестиций в новые криптовалютные проекты является IDO. Средства на стартап собирают через продажу выпущенных монет. Для этого используют лаунчпады или комьюнити-раунды.
Что такое IDO в криптовалюте
Initial Dex Offering (IDO) – это публичное размещение криптомонет на децентрализованных площадках. Таким способом стартаперы собирают деньги на развитие своего проекта. В этом им помогают DEX-биржи через пулы ликвидности.
IDO криптовалюты приносит выгоду всех сторонам:
- Создатели стартапов получают деньги на развитие своего дела. Инвестиции происходят через продажу вышедших в оборот новых токенов.
- Инвесторы получают доход за счет повышения курса купленных монет. При условии, что проект будет успешным, и токены вырастут в цене.
- Биржа в этой схеме продает свои токены. Для участия в публичном размещении обычно требуется держать монеты площадки.
Говоря простыми словами, IDO – это краудфандинг. То есть процесс, при котором инвесторы вкладывают деньги в новый проект. Подобные стартапы или токены называют лончами. А DEX-площадку – лаунчпадом.
Как работают IDO
Порядок размещения токенов включает в себя 5 этапов:
- Подготовка стартапа. Создатели проекта собирают техническую документацию. Строят сайт с подробным описанием. А также создают профили в соцсетях для связи с инвесторами.
- Контакт с биржей. Разработчики скидывают проект на DEX-площадку, где планируют провести размещение. Специалисты биржи знакомятся со стартапом. Если проект прошел проверку, то его отправляют на лаунчпад. На этом этапе происходит «очистка» от скама перед листингом.
- Первичная продажа токенов. Она обеспечена создателями проекта и инвесторами, вложившими деньги в стартап. Купить токены могут и обычные клиенты биржи. Но для этого нужно быть в белом списке лаунчпада. Сюда обычно попадают через лотерейную систему на бирже.
- Продажа токенов. Она происходит через DEX-биржу. Причем инвестиции обычно привлекают в паре с другим активом. Например, с помощью биткоина или стейблкоина USDT.
- Выход на биржу. После IDO токены попадают на торговую площадку. Главные цели на этом этапе – обеспечить ликвидность и рост капитализации.
Как участвовать в IDO
Есть 2 варианта для участия в IDO. Первый способ – на торговой платформе DEX или лаунчпаде. Второй способ – через комьюнити-раунды. В каждом случае есть свои правила и нюансы.
Комьюнити-раунды
Для попадания в пресейл требуется выполнить несколько заданий от проекта-лонч:
- подписаться на блог в социальных сетях;
- посетить конкретный сайт;
- пройти регистрацию;
- пригласить друзей по реферальной ссылке и т.д.
Если успешно выполнить задачу, то можно попасть в «белый список». Сюда войдут те, кто примет участие в размещении токенов через IDO. Некоторые сервисы разыгрывают попадание в whitelist через лотерею. Есть площадки, которые продают такие места.
Комьюнити-раунды позволяют создателем проектов добиться широкого охвата аудитории. А участникам даются токены стартапа за выполнение ряда действий.
IDO на лаунчпадах
Лаунчпад – это DEX-площадка, где стартаперы проводят IDO. Такая платформа служит базой для сбора инвестиций и распределения долей от пресейла. В рамках размещения токенов лаунчпад выпускает собственную монету. Она служит проходным билетом для участия в IDO.
Что требуется от инвестора:
- Пройти регистрацию на лаунчпаде, где будет проходить IDO.
- Купить и удерживать выпущенные внутренние токены площадки.
- За это биржа позволит принять участие в размещении токенов.
Многие лаунчпады имеют свою систему уровней. Чем выше ранг, тем больше шансов участвовать в IDO. Иногда площадки используют тиры. Например, на начальном этапе они могут требовать небольшие вложения. Однако участие в ИДО не будет гарантировано. Площадка выберет участников с помощью лотереи.
Если у участника высокий тир, то он получает гарантии на IDO. В том числе бонусы в виде бесплатных NFT или аирдропов.
Лучшие IDO-площадки
Есть ТОП-4 лаунчпада, которые проводят публичные размещения токенов. На каждой площадке действуют свои правила и условия для участия.
Дисклеймер. Мы не гарантируем выплаты на указанных ниже сервисах. Все риски инвестор берет на себя.
DAO Maker
Это старожил по числу выпущенных лончей.
- на площадке было размещено свыше 70 стартапов;
- DAO Maker является лидером по торговым объемам;
- через платформу проходит до $400 млн в день;
- средний рост выпущенных стартапами токенов равен более 2000%.
Главный минус проекта – большой порог для входа. За минимальный тир придется заплатить $2 500. При этом после уплаты данной суммы не гарантировано участие в IDO. Для получения самого высокого тира требуется отдать сотни тысяч долларов. Очевидно, что такие условия недоступны обычным инвесторам.
Polkastarter
Статистика лаунчпада:
- на рынок выпущено 82 стартапа;
- средняя доходность по лончам 1400%.
Для получения лотерейного билета требуется отдать 250 POLS – почти $1000. Уплата данной суммы не даёт гарантию для участия в размещении. Чтобы получить 100%-ю гарантию, требуется вложить десятки тысяч долларов.
Seedify
Новичок среди лаунчпадов, который выпустил на рынок 18 стартапов. На подходе уже есть новые проекты. Для получения 100%-й аллокации требуется второй тир. За него придется отдать 1000 SFUND.
GameFi
Платформа больше нацелена на выпуск стартапов в области игровой индустрии. Данный лаунчпад выпустил уже 20 проектов. Средняя доходность по лончам составила 3000%. Цена за 1 билет для участия в ИДО равна 20 GAFI. Это примерно $4 000. Указанная сумма не гарантирует 100%-ю аллокацию.
Инвестиции в IDO – риски и преимущества
Плюсы | Минусы |
Можно войти в перспективный стартап по низкой цене. К моменту листинга на биржах стоимость токена уже будет выше. | Нужен большой стартовый капитал для участия в IDO – сотни тысяч долларов. Мелкие и дешевые тиры не дают 100%-й гарантии. |
Вложенные средства уходят на специальный счет DEX-площадки. Такой вариант инвестиций безопаснее, чем прямые переводы на wallet-адреса стартаперов. | Есть вопросы к надежности и безопасности работы лаунчпадов. Особенно к начинающим. При выпуске низкого числа лончей они могут стать банкротами. |
Есть шанс заработать на курсовой разнице. При условии, что купленный при первичном размещении токен вырастит в цене. | Можно потерять вложенные средства, если стоимость купленного токена снизится. Рост актива ничем не обеспечен. |
На многих лаунчпадах не требуется проходить проверку личности при регистрации. | Некоторые лаунчпады не сразу выдают монеты после IDO. Они зачисляют токены постепенно в течение года. Например, по 10% в месяц от общего количества. |
Низкие расходы на размещение. Весь процесс происходит через смарт-контракты. | Проведенный лаунчпадом аудит не дает гарантии, что проект будет успешным. |
Разница между IDO ICO IEO и STO
- IDO – порядок публичного размещения на DEX-бирже токенов, которые были выпущены стартапами. Цель – собрать средства для дальнейшего развития проекта.
- ICO – выпуск отдельных криптовалют. При таком размещении участники не получают долю в проекте как в IDO. Они лишь владеют монетой.
- IEO – первоначальное предложение обмена на CEX-биржах. Создатели проекта продают собственные токены конкретным участникам или инвесторам. Взамен они получают деньги на развитие стартапа.
- STO – размещение токенов, которые привязаны к конкретным ценным бумагам или активам.
Кто организует и как проходит IDO
Проводят публичное размещение токенов лаунчпады. Этот процесс выглядит следующим образом:
- Стартап проходит аудит и получает право на IDO. Проект предлагает запас монет по заданной стоимости. Участники блокируют собственные средства в обмен на такие активы.
- При распределении токенов, как правило, используют whitelist. Для попадания в этот список требуется выполнить условия лаунчпада. На каждой площадке действуют свои правила.
- Часть собранных инвестиций идет на создание пула ликвидности с токеном стартапа. Остальные деньги уходят создателям проекта на развитие. Предоставляемая ликвидность блокируется на некоторое время.
- После генерации монеты уходят инвесторам. А пул ликвидности становится доступным для торговли.
Какое будущее ждет IDO
Перспективы публичных размещений токенов на DEX-площадках зависят от регуляторов. Пока эта отрасль является относительно свободной. Здесь даже не требуется проходить проверку KYC. Если регуляторы начнут закручивать гайки, то такой способ привлечения средств может исчезнуть.